ГАЗ-52 и ГАЗ-53 — советские грузовые автомобили, семейства среднетоннажных грузовых автомобилей третьего поколения ГАЗ. Грузовик ГАЗ-53 выпускался серийно с октября 1961 года по 1967-й под индексом ГАЗ-53Ф, с 1965-го по 1983-й под индексом ГАЗ-53А и с 1983-го до января 1993 года под индексом ГАЗ-53-12 Горьковским автозаводом; Грузовик ГАЗ-52 под индексом ГАЗ-52Ф — с 1958-го по 1959-й, как ГАЗ-52-03 — с 1966-го по 1975-й и как ГАЗ-52-04 — с 1975-го по 1989-й (по другим данным по 1992-й). ГАЗ-53 с последующими модификациями — самый массовый грузовик на территории бывшего СССР, т.н. «рабочая лошадка» советской экономики. Общий выпуск ГАЗ-53 составил свыше 4 млн. автомобилей, а ГАЗ-52 — 1 006 330 ед. Описание семейства В модельный ряд грузовых автомобилей ГАЗ третьего поколения входили, наряду с ГАЗ-52 грузоподъёмностью 2,5 т и ГАЗ-53 грузоподъёмностью 3,0 (позже 3,5, 4,0 и 4,5 т), полуторатонный ГАЗ-56 (серийно не выпускался) и полноприводные вездеходы ГАЗ-62 грузоподъёмностью 1,2 т и ГАЗ-66 грузоподъёмностью 2 т. Автомобили ГАЗ семейства 52/53 имели унифицированную кабину. По облицовке радиатора различают три основных типа: Общая идея дизайнерского решения первой серийной версий облицовки была созвучна с облицовкой ЗИЛ-130: фары вверху, подфарники — внизу. Этот тип соответствовал и ГАЗ-52-03 и первым ГАЗ-53Ф. С 1975 года — подфарники вверху, над фарами, и облицовка с «улыбкой». С 1985 года появляется очередная, последняя, версия облицовки — отверстия решетки вытянулись, поворотники сместились каждый ближе к своему краю. А еще через год на всех новых машинах спереди стандартно были установлены комбинированные двухламповые, с неравными по размеру, оранжево-прозрачными рассеивателями, «подфарники» (указатель поворота/габарит) нового типа. Кроме того, отличия ГАЗ-52 от ГАЗ-53 заключались и в колесных дисках: ГАЗ-52 и модификации имели диски с 6 вентиляционными отверстиями и более узкой резиной, ну а ГАЗ-53 вскоре после начала выпуска получили более привычные нам[кому?] (и более «грузоподъемные») с тремя отверстиями, размещенными под углом 120 градусов. Хотя все диски без проблем были взаимозаменяемы. В модельном ряду ГАЗ-52 выпускались следующие модификации: грузовики с бортовой платформой и шасси с кабиной ГАЗ-52-01 и ГАЗ-52-02 с двумя вариантами колесной базы (3300 и 3700 мм). В 1959 году была выпущена партия шасси ГАЗ-52Ф с форкамерным двигателем ГАЗ-51Ф мощностью 85 л.с., а с 1961 года выпускалось ГАЗ-52-03 на шасси ГАЗ-51 с двигателем в 75 л. с. и кабиной от ГАЗ-53А. После снятия ГАЗ-51А с конвейера в 1975 г. его заменил аналогичный по размерности ГАЗ-52-04, представлявший собой шасси с кабиной от ГАЗ-53А с прежним 75-сильным двигателем ГАЗ-51. ГАЗ-52-05, ГАЗ-52-08 и ГАЗ-52-09 — грузопассажирские такси, причем ГАЗ-52-09 был переоборудован для работы на сжиженном нефтяном газе (СНГ), дублирующее топливо — бензин А-76. Также выпускался седельный тягач ГАЗ-52-06 для работы с 4-тонным полуприцепом. Модификация ГАЗ-52-07 на базе ГАЗ-52-04 была переоборудована для работы на СНГ. Самосвальные модификации ГАЗ-52 выпускались саранским автозаводом
Создатели Газ 53
Главный конструктор — А. Д. Просвирнин Ведущие конструкторы — А. И. Шихов, В. Д. Запойнов Ведущий конструктор двигателя V8 — П. Э. Сыркин. Технические харектиристики Газ 52 Двигатель: 75 л.с./2900об/мин, 6-цилиндровый, карбюраторный, 4-тактный, 3485 куб. см. Диаметр цилиндра/Ход *поршня: 82/110 мм Коробка передач: 4 вперед + 1 задняя Длина: 6395 мм, ширина: 2280 мм, высота: 2190 мм База: 3700 мм, дорожный просвет: 245мм Снаряженная масса: 2815 кг Грузоподъёмность: 2500 кг Размер шин: 7,50-20 дюймов. Ёмкость топливного бака: 90 л Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе: 60 км/ч Расход топлива: 17,0 л/100км
Технические харектеристики газ 53 Двигатель: 120 л.с./3200об/мин, 8-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, карбюраторный, 4254 куб. см. Диаметр цилиндра/Ход *поршня: 92/80 мм Коробка передач: 4 вперед + 1 задняя Длина: 6395 мм, ширина: 2280 мм, высота: 2190 мм База: 3700 мм, дорожный просвет: 245мм Снаряженная масса: 3200 кг Грузоподъёмность: 4500 кг Размер шин: ****** дюймов. Ёмкость топливного бака: 90 л Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе: 80 км/ч Расход топлива: 28,0 л/100км
Модивикации Газ 52 ГАЗ-52Ф (1958-1959 гг.) — бортовой грузовик, база 3,3 м, грузоподъёмность 2,5 т с форкамерно-факельным двигателем мощностью 85 л.с., была выпущена опытно-промышленная партия; ГАЗ-52Г (1959 год) — бортовой грузовик, база 3,7 м, грузоподъёмность 4 т, серийно не выпускался; ГАЗ-52А (с середины 1964 года до 1966 года) — шасси, база 3,7 м, грузоподъёмность 4 т; ГАЗ-52П (1959 год) — седельный тягач, база 3,3 м, серийно не выпускался; ГАЗ-52Я (1959 год) — модификация бортового грузовика с грузоподъёмным бортом, грузоподъёмность 2,5 т, серийно не выпускалась; ГАЗ-52-03 (с июня 1966 года до 1975 года) — бортовой грузовик, база 3,7 м, грузоподъёмность 2,5 т, двигатель ГАЗ-51 мощностью 75 л.с.; ГАЗ-52-01 (с 1966 года до 1989 года) — шасси, база 3,7 м, грузоподъёмность 2,5 т для автобусов и специализированных автомобилей; ГАЗ-52-02 (с июня 1966 года до 1989 года) — шасси под самосвалы ГАЗ-САЗ (САЗ-3503 и САЗ-3504); ГАЗ-52-04 (с апреля 1975 по 1989 год) — базовый бортовой грузовик, база 3,3 м; ГАЗ-52-05 (с апреля 1975 по 1989 год) — грузовое такси на базе грузовика 52-04; ГАЗ-52-06 (с 1977 года по 1985 год) — седельный тягач, база 3,3 м; ГАЗ-52-07 (с ноября 1976 года по 1984 год) — модификация 52-04 на сжиженном газе, двигатель мощностью 73 л.с., максимальная скорость до 70 км/ч; ГАЗ-52-08 (с 1977 года до 1989 года) — модификация длиннобазного шасси 52-01 на сжиженном газе, максимальная скорость до 70 км/ч; ГАЗ-52-09 (с 1977 года по 1989 год) — модификация грузового такси 52-05 на сжиженном газе; ГАЗ-52-27 — (с 1984 года по 1988 год) — грузовик на сжатом природном газе, двигатель мощностью 65 л.с., максимальная скорость до 70 км/ч; ГАЗ-52-28 — (с 1984 года по 1988 год) — шасси на сжатом природном газе, база 3,7 м; Модификации Газ 53
ГАЗ-53Ф (с октября 1961 года, по январь 1967 года) — бортовой грузовик и шасси с форсированным двигателем ГАЗ-51 мощностью 82 л.с., задним мостом ГАЗ-51 с редуктором от ГАЗ-63 (i=6,7), грузоподъёмность 3,5/3,0 т, максимальная скорость до 75 км/ч; ГАЗ-53 (с июня 1964 года по 1965 год) — базовая модель грузовика с двигателем ЗМЗ-53, V8, мощностью 115 л.с., максимальная скорость до 85 км/ч; ГАЗ-53А (с июня 1965 года по 1983 год) — модернизированная версия бортового грузовика ГАЗ-53 грузоподъёмностью 4 т; ГАЗ-53А-016 (с 1966 года по 1983 год) — армейская модификация ГАЗ-53А с дополнительным топливным баком на 105 л, предпусковым подогревателем и комплектом дополнительного оснащения; ГАЗ-53Б-02 — шасси под самосвал ГАЗ-САЗ (САЗ-3503); ГАЗ-53-05 — седельный тягач, серийно не выпускался; ГАЗ-53-40 (с 1971 года по 1984 год) — удлинённое шасси ГАЗ-53А с оперением, но без кабины для поставок Курганскому автобусному заводу для монтажа кузовов автобуса КАвЗ-685, в небольших количествах поставлялось и на СемАР для монтажа специальных кузовов; ГАЗ-53-50 — экспортная модификация ГАЗ-53А для стран с тропическим климатом; ГАЗ-53-70 — экспортная модификация ГАЗ-53А для стран с умеренным климатом; ГАЗ-53-12 (с 1983 года по январь 1993 года) — модернизированная базовая модель с двигателем ЗМЗ-511 мощностью 120 л.с., грузоподъёмность 4,5 т, КПП без синхронизаторов, максимальная скорость до 90 км/ч; ГАЗ-53-19 (с 1984 года по 1992 год) — модификация на сжиженном газе, мощность двигателя 105 л.с., максимальная скорость до 80 км/ч; ГАЗ-53-27 (с 1984 года по 1992 год) — модификация на сжатом природном газе, мощность двигателя 100 л.с., максимальная скорость до 80 км/ч. Специальные версии Автолестница АЛ-18(52-02)-Л2. изготавливалась на Торжокском заводе противопожарного оборудования с 1967 г. Автомобиль предназначался для доставки к месту пожара личного состава численностью два человека, проведения спасательных и вспомогательных работ, тушения пожаров в зданиях высотой до шести этажей, а также для подачи воды лафетным стволом, закрепляемым на вершине лестницы. Автолестница укомплектована тремя основными коленами и одним дополнительным. Габаритные размеры автомобиля в транспортном положении составляют 7980х2220х2670 мм. Колена АЛ-18 выдвигаются гидроцилиндром, сдвигание колен происходит под действием их собственной массы. Дополнительное колено выдвигают и сдвигают вручную, когда основные колена закреплены. Дополнительное колено служит для доводки вершины лестницы до необходимого положения. МПР-9924 - (Мастерская Передвижная Ремонтная) - передвижная ремонтная мастерская на шасси автомобиля ГАЗ-53 или ГАЗ 52-01. Экспорт Грузовые автомобили семейства ГАЗ-52/-53 экспортировались в: Польшу Чехословакию ГДР Румынию Венгрию Югославию Финляндию Кубу Монголию Вьетнам Лаос КНДР В 1967—1991 гг. автомобили ГАЗ-53А и 53-12 собирались из советских сборочных комплектов на болгарском предприятии «Мадара» в городе Шумен. Примечательно, что с начала 70-х болгарский «газик» оснащали 80-сильным дизелем производства варненского моторостроительного завода «Васил Коларов», выпускавшимся по лицензии английской фирмы Perkins. В 80-х среднегодовой выпуск ГАЗ-53 предприятием «Мадара» достиг 3000 ед.
|